Проверка работы медицинской организации необходима по нескольким причинам:
Проверка качества оказания медицинских услуг: Пациенты имеют право получать качественное и безопасное медицинское обслуживание. Проверки позволяют убедиться, что медицинская организация соответствует установленным стандартам и правилам, выполняет требования по медицинской этике и уровню квалификации персонала.
Обеспечение безопасности и надежности: Проверки позволяют выявить нарушения в области безопасности пациентов, например, отсутствие соблюдения инфекционных мер предосторожности, некачественное оборудование или неправильное хранение лекарственных средств. Здесь также важна проверка соответствия медицинских организаций нормам пожарной безопасности и обязательным требованиям к зданиям и коммуникациям.
Предотвращение мошенничества и коррупции: Проверки помогают выявлять и пресекать незаконные практики и коррупционные схемы в медицинской сфере.
Контроль за финансовыми средствами: Проверки позволяют установить эффективность использования бюджетных и иных финансовых средств, исключить возможность ненадлежащего использования, злоупотребления и растраты средств.
Повышение доверия общества к медицинской организации: Проверки, осуществленные независимыми органами, способствуют повышению доверия пациентов к организации, так как свидетельствуют о ее надежности и профессионализме.
В целом, проведение проверок медицинских организаций способствует обеспечению качественного здравоохранения, безопасности пациентов и более эффективному использованию ресурсов здравоохранения.
Ответственность медицинского работника
Гражданско-правовая ответственность
- Для медицинского персонала может наступить гражданская ответственность при неосторожном причинения легкого вреда здоровью (ст. 1064 ГК РФ);
- при причинении вреда здоровью любой тяжести в условиях крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ),
- ненадлежащего исполнения медицинской услуги (ст.ст. 737, 739, 503, 783 ГК РФ),
- вследствие недостоверной или недостаточной информации о ней (ст. 732 ГК РФ);
- при причинении вреда здоровью в виде неосуществления надзора за несовершеннолетними в лечебно-профилактических учреждениях.
Административная ответственность наступает согласно нормам Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) за различные нарушения прав граждан в области охраны здоровья.
- Административные правонарушения посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность отражены в гл. 6 (КоАП РФ).
- сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1. КоАП РФ);
- за незаконное (без лицензии) занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо занятие народной медициной (целительством) с нарушением предусмотренного законодательством порядка (ст. 6.2. КоАП РФ);
- за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правила и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3. КоАП РФ);
Ст. 6.3 –Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий:
- предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
- на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- нарушение санитарно-эпидемиологических требовании к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий и сооружений, оборудования и транспорта (ст. 6.4. КоАП РФ);
- нарушение требований, предъявляемых к питьевой воде (ст. 6.5. КоАП РФ);
- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6. КоАП РФ);
- нарушение требований, предъявляемых к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7. КоАП РФ);
- нарушение норм, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8., ст. 6.16. КоАП РФ).
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
- Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;
- на должностных лиц – от 10000 до 30000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 50000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
С какой целью проводится проверка работы медицинской организации надзорными органами, если коротко?
Эта цель – контроль качества медицинской помощи (услуги)!
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
- Основными принципами охраны здоровья являются:
- 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- 3) приоритет охраны здоровья детей;
- 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- 6) доступность и качество медицинской помощи;
- 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- 9) соблюдение врачебной тайны
- 21) качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих:
- своевременность оказания медицинской помощи,
- правильность выбора методов профилактики,
- диагностики,
- лечения
- и реабилитации при оказании медицинской помощи,
- степень достижения запланированного результата[1].
Статья 85. Контроль (надзор) в сфере охраны здоровья
Контроль (надзор) в сфере охраны здоровья осуществляется посредством:
1) федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности;
2) государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья;
3) государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья;
4) федерального государственного контроля (надзора) за обращением медицинских изделий;
5) федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств,…;
6) государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обращения лекарственных средств;
7) федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов, установленного …;
8) федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), установленного …;
9) ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
10) внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Литература:
1. ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 28.04.2023 года).
2.
Продолжение следует…